Известность получили венецианские зеркала. В 1516 г. стеклоделы о. Мурано братья Андреа и Доменико изготовили зеркало из хрустального стекла. Выдутый стеклянный цилиндр разрезался вдоль и раскатывался в лист. Затем стеклянный лист полировался и под него подкладывалась серебряная фольга. Венеция не знала соперников в изготовлении зеркал — самых дорогих предметов роскоши.
Зеркала украшались рамами, представлявшими собой уникальные произведения искусства: из разноцветного мрамора, позолоченной бронзы с инкрустацией цветными эмалями и драгоценными камнями или резного позолоченного дерева. Особую гордость венецианских мастеров составляли рамы из синего стекла с накладными стеклянными цветами, гирляндами, агатовыми листьями, женскими фигурами и головками гутто. В эпоху Рококо зеркальные рамы инкрустировались кораллами, перламутром. Рама, как и частично поверхность самого зеркала, гравировалась, расписывалась. Но и эта безудержная роскошь не могла спасти былую славу венецианского стеклоделия. В середине XVIII века зеркала из Мурано уступили место французским, английским, голландским.
Два столетия, ХYI и ХYII являются временами подлинного возрождения стекольной промышленности. Прежде всего начинает изменяться облик стекольных предприятий. На смену мастерским феодального типа приходят одна за другою стекольные мануфактуры. Условия конкуренции требуют, в первую очередь, снижения себестоимости продукции, что вынуждает заниматься повышением техники производства, усовершенствованием технологического процесса, Делаются первые шаги рационализации конструкций стекловаренных печей.
Нехватка дровяного топлива в некоторых странах вынуждает переходить на дешевый каменный уголь. Это новое для стекольных предприятий топливо дает восстановительное, коптящее пламя, которое загрязняет стекло, окрашивает его в желто-коричневый цвет. Тогда переходят на закрытые горшки. Стекло получается чище, но температура в закрытых горшках, защищенных от пламени, становится ниже, и стекло не варится. Тогда в его состав в целью понижения температуры варки пробуют вводить разные вещества. Наталкиваются на забытый свинец и получают непревзойденное по красоте стекло — хрусталь. Благодаря высокому показателю преломления сделанные из свинцового хрусталя вещи, ограненные определенным образом, великолепно играют всему цветами радуги.
В этот период был освоен давно предложенный, так называемый, "лунный" метод производства оконного стекла при помощи выдувания. Этот метод вскоре был вытеснен другим, более выгодным — "холявным" методом. Заслуга "лунного" метода заключалась в том, что полученное таким образом стекло впервые за 6000 лет существования стеклоделия на земле полностью разрешила проблему светлого и теплого человеческого жилья. Вскоре было сделано замечательное изобретение — разработана новая технология изготовления зеркального стекла в листах длиной до 2,5м путем отливки на большие медные листы с последующей прокаткой тяжелым валом.
Больших успехов достигла мозаичная техника. Организованные в Ватикане мастерские искусно выплавляли смальты разнообразных цветов. Палитра этих смальт насчитывала до 28000 различных оттенков. В это время был найден рецепт знаменитого красного стекла, окрашенного золотом и именуемого золотым рубином. В ХYII столетии впервые было написано фундаментальное руководство по технологии стекла, над которым последовательно трудились три автора: итальянец Нери, англичанин Меррет и немец Кункель. Эти люди были неплохими практиками, располагали знанием большого количества рецептов.
Изделия венецианского стекла XVI-XVII вв. могут служить примером того, как технология обработки материала достигает уровня высокого искусства. Классические образцы венецианского стеклоделия — роскошь, каприз, а изысканность, изощренность технического выполнения — признак маньеризма. Поэтому чудо муранских изделий правильнее соотносить не с эстетикой Итальянского Возрождения, а с Маньеризмом конца XVI-XVII веков, тем более что схожие тенденции формообразования наблюдаются в эти же годы в ювелирном искусстве, мебели, изделиях из металла. Характерным, часто повторяющимся композиционным приемом в изделиях венецианского стекла является контраст простой по форме верхней части кубка или вазы с усложненной, причудливой лепкой основания, ножки, ручек, напоминающих не то морских коньков, не то сказочных драконов. Лепные детали усиливались цветом. Но, увы, эпоха грандиозного триумфа стекла Мурано клонилась к закату. В эпоху Барокко хрупкое, утонченное венецианское стекло стало казаться недостаточно пышным и выразительным. В моду входили тяжелые, сверкающие «алмазной гранью» кубки богемского стекла и английского хрусталя.
Однако до XVIII века Сенат принципиально восставал против всяких заграничных нововведений в области стеклоделия, стараясь сохранить в чистоте национальный характер стеклянной продукции Мурано. Цены на венецианские изделия достигали эквивалента золота по весу. Самым ходким товаром в эту пору были люстры, богато украшенные гроздьями, цветами и листьями, — незаменимая и необходимая принадлежность убранства времен Людовика XV.
В ХYII-ХYIII столетиях получили распространение венецианские стеклянные люстры с разнообразными декоративными элементами: гирляндами из цветов и листьев, гроздями плодов, прихотливо изогнутыми рожками и розетками, выполненными обычно из бесцветного, идеально прозрачного и чистого стекла. Металл применялся очень скупо.
За весь прошедший период вплоть до ХYIII века в Мурано происходил расцвет и падение стекольного производства. Однако, ничто не исчезало бесследно, в каждый последующий период искусство мастеров становилось более совершенным и достигало такого изящества, которое более поздние мастера не могли повторить.
(с) copyright˚ 2008 все права защищены и принадлежат Murano-Club. Копирование и использование данных материалов возможно при размещении ссылки на www.murano-club.biz как на источник.
В начало 1 2 3 4 5 6 Далее: Заключение
|