«Girasole» — «гуляющее солнце» — речь идет о типе стекла прозрачного или опалового, матового, которое использовалось на Мурано в начале ХVIII века, особенно в производстве графинов. Применение в стеклянной смеси определенных материалов соответствующей консистенции приводит к тому, что в процессе охлаждения от жидкого стекла отделяются компоненты, которые имеют индекс рефракции, значительно отличающийся от стекла в основе. На этом явлении базируется производство матового стекла, к которому принадлежит и стекло «джирасоле», упоминания о котором восходят к ХVII веку. Стекло «джирасоле» получается слегка матовым из-за присутствия в стеклянной смеси кристаллов мышьяковокислого свинца, которые в зависимости от их размеров придают стеклу оригинальную расцветку, которая кажется голубоватой, когда стекло рассматривается в отраженном свете, и светло-коричневой при прямом освещении.
«Incalmo» — «инкальмо» — техника изготовления стекла, при которой изделие составляется из отдельных частей, снова разогревается в плавильной печи, так, чтобы эти отдельные части сплавились между собой.
Это одна из типично венецианских техник, которая требует большого умения со стороны мастера. Чтобы выполнить изделие в этой технике из двух или более деталей разного цвета, необходимо, прежде всего, обработать каждую деталь отдельно и потом соединить их в одно изделие. Такая обработка является очень деликатной, потому что мастер должен подогнать эти детали по диаметру и толщине, чтобы они плотно соединились друг с другом, кроме того, они еще должны иметь одинаковое тепловое расширение во избежание растрескивания при охлаждении. Подготовленные детали снова разогреваются в плавильной печи. Далее следует другая, очень сложная фаза обработки, которая состоит в скреплении разогретых частей, выдутых из стеклянной массы разного цвета. После того, как детали успешно соединены, изделие освобождается с одного конца от pontello. Потом полуфабрикат прокатывается по bronzin для выравнивания его поверхности, и мастер переходит к его обработке на scagno. В то время, как мастер вращает трубку с прикрепленным к ней изделием вокруг своей оси, придавая изделию желаемую форму, помощник продолжает выдувать изделие, нагнетая воздух через трубку. Законченное изделие вновь помещается в печь для отжига.
«Sommerso» — «соммерсо» — «погружение» — эта техника относится к одной из многочисленных «горячих» техник, которая предполагает погружение «бола» в тигли с расплавленной стеклянной массой, окрашенной в другой цвет. В результате получается стекло большой толщины, так как состоит их двух или более слоев стекла, называемых на жаргоне муранских стекольщиков «покрывалами», имеющих разный цвет или выполненных в различной технике. Можно, например, сделать цветное стекло «пулегозо» и погрузить его в чистое прозрачное стекло. Изделие, выполненное таким образом, представляет собой один, внешний слой стекла прозрачный, под которым находится слой цветного декорированного стекла, содержащего множество пузырьков. Или «бол» из стекла красного цвета, частично выдутый, после погружения в тигель с прозрачной стеклянной массой, поддерживается навесу для того, чтобы с него стекли ее излишки, а затем изделие украшается посредством аппликации из желтого стекла, и снова погружается в тигель с прозрачным стеклом. После этого мастер выдувает изделие, вращая трубку, к которой прикреплено изделие, и создавая нужную форму. Законченное изделие демонстрирует внешний слой прозрачного, стекла через который прекрасно виден узор из желтого стекла на фоне красного стеклянного слоя.
Особенной красотой отличается авантюриновое стекло. «Avventurina» — авантюриновое стекло — придуманное венецианцами в начале XVII века, имитирует природный минерал авантюрин: в прозрачном желтовато-коричневом стекле множество золотистых точек производит эффект мерцания. Долгие годы династия муранских стеклодувов Миотти хранила в тайне свой рецепт авантюринового стекла. Эффект свечения достигался благодаря особому способу введения в состав стекла меди. При остывании медь отделяется от стекла и выпадает в виде кристаллов. Этот процесс длится несколько часов и результат его непредсказуем. Ценность изделия зависит от степени равномерности распределения кристаллов меди и от их размеров, которые в особо удачных случаях могут достигать миллиметра. «Iridescenza» — «иризация» — эффект «радужного» стекла, при котором лучи света, отражаясь от поверхности, распадаются на цвета радуги. Для его достижения изделие, закрепленное на трубке для выдувания или на pontello при температуре, не превышающей 450 градусов, подставляется под пар, выделяющийся при нагревании низкоплавких солей олова, титана или других металлов. На поверхности стекла образуется тончайшая пленка окиси металла. Лучи света преломляются в присутствие этой пленки неодинаково, что и дает эффект радуги, цвета которой зависят от толщины пленки на стекле. Кроме того, можно по-разному обработать стеклянное изделие. Вариантов тут может быть много, но особенно часто используется роспись эмалью и гравировка.
(с) copyright˚ 2008 все права защищены и принадлежат Murano-Club. Копирование и использование данных материалов возможно при размещении ссылки на www.murano-club.biz как на источник
В начало 1 2 3 4 5 6 7 Далее: Венецианские зеркала
|