Piazza — это помещение-мастерская на стекольной фабрике для работы и для размещения приспособлений и инструментов. Сюда выходит один проем работающей печи и, по крайней мере, один тигель. Персонал, работающий в этом помещении, состоит из мастера, помощника мастера, младшего помощника и подсобного рабочего. Мастер поручает своим помощникам операции и процедуры в зависимости от их опыта и способностей. Что касается важнейших инструментов для выделки художественного стекла, то они были и остаются такими же, какими были и очень часто упоминаются в документах XIV века. «Canna da soffio» — трубка для выдувания, известной под этим названием с XIX века, а ранее называвшейся ferro или ferro forato — «железяка» или «полая железяка» — полый железный стержень, слегка конической формы с той стороны, где прикрепляется стекло. Этот инструмент, служащий для извлечения из тигля порции стекла — «бола» — и прежде всего для вдувания воздуха в «бол». Выдувание происходило «a mano libera» — «свободной рукой» с применением открытого штампа или открытой формы, чтобы придать стеклу декоративный рельеф, или, наоборот, закрытого и запечатанного штампа, если этого требовала форма изделия. «Bronzin» — плита, раньше делавшейся из камня, потом из мрамора, из бронзы, а теперь — из железа, на которой трубка для выдувания в процессе работы приводится во вращение для придания массе стекла цилиндрической формы или для того, чтобы немного охладить его перед дальнейшей обработкой. «Magiosso» — инструмент из грушевого дерева, к которому прибегают, желая придать «болу» сферическую форму. «Scagno» — это приспособление наподобие скамьи, оборудованной двумя параллельными насадками из дерева, покрытыми листовым железом; на этом, так называемом, «седле» мастер, вращая трубку, выполняет процедуру «горизонтального вытачивания» изделия. «Pontello» — железный прут, поддерживающий изделие, когда необходимо поместить его в печь для разогревания, является одним из основных инструментов, помогающих выдувать стекло.
В документе 1406 г., сообщающем об одной из частых стычек между работниками мастерской, говорится, что мастер, рассердившись на двух посторонних, мешавших его работе, поднялся со «scagno» и набросился на чужаков с «pontelo».
(с) copyright˚ 2008 все права защищены и принадлежат Murano-Club. Копирование и использование данных материалов возможно при размещении ссылки на www.murano-club.biz как на источник.
В начало 1 2 Далее: Дыхание как способ производства
|