Буду откровенным - первый трейлер «Брамы» вызвал скорее недоумение и неудобный смех, чем желание посмотреть новый фильм Владимира Тихого. Непутевые спецэффекты, надрывно-эмоциональные диалоги главных героев и намеки на мистически-конспирологический сюжет - в коротком ролике было все, что могло отпугнуть потенциального зрителя. И все же, громкая слава пьесы-первоисточника Павла Арье и преимущественно положительные отзывы коллег заставили дать фильму шанс. К счастью, не зря.
Чернобыльская зона отчуждения, наши дни. В старом полуразрушенном доме живут прорицательница баба Фрося (Ирма Витовская), ее дочь Слава (Виталина Библив) и уже взрослый внук Вовчик (Ярослав Федорчук). Муж Славы не выдержал жизни среди безлюдных полесских болот и давно оставил семью на произвол судьбы. Иногда к Славе заезжает местный полицейский (Дмитрий Ярошенко), и этот хамоватый и женат на другой девушке мужчина становится для бедной символом лучшей жизни. Странная Фрося - матриарх в этой искалеченной судьбой семьи, но только Вовчик верит в то, что бабушка действительно имеет сверхъестественные способности, а не просто сошла с ума.
Героиня Ирмы Витовской имеет все шансы стать одним из первых действительно культовых персонажей украинского кино - даже в первую прокатную неделю некоторые зрители выкрикивают реплики протагонистки. Есть, конечно, и минусы - грим, необходимый для превращения актрисы в восьмидесятилетнюю бабушку, мешает ей полностью реализовать свой потенциал, но даже так Витовская на голову выше большинства коллег на площадке. Если большинство исполнителей, которые очевидно, не могут забыть театральное прошлое и иногда немного переигрывают, Дмитрий Ярошенко почему-то вообще не наделяет своего героя эмоциями. Еще интересно, что ни один из персонажей не говорит с аутентичным полесским акцентом. Конечно, это мелочь, но подобные детали как раз помогают создавать целостное полотно.
Диалоги звучат очень театрально, большинство сцен с участием главных героев - статические, а разделение повествования на главы выполняет чисто стилистическую роль. Зато операторская работа Вячеслава Цветкова приятно поражает, особенно - по сравнению с подавляющим большинством отечественных фильмов. Жуткие пейзажи заброшенных лесов и руин Припяти захватывают дух - даже странно, что больше украинских режиссеров не обращались к этим землям.
Было бы более чем ожидаемо, если бы именно адаптированный по популярной пьесе сценарий оказался сильной стороной ленты, но на практике получается наоборот.
И все же, угнетающий антураж Полесья здесь не только для атмосферности. Несмотря на всю мистику, лейтмотив ленты - стигмы в обеих трактовках этого слова. Для рожденных в зараженной зоне героев, происхождение - гофмановское социальное клеймо, которое мешает им полностью интегрироваться в украинское общество и оставить прошлое позади. Даже когда Слава с мужем ненадолго покидают родные земли, их все равно воспринимают только как «чернобыльцев», а Вовчика (у парня ментальная инвалидность) - как «урода со странным мозгом».
В то же время, земля наделяет их мудростью, стигматами в религиозном смысле: Фрося и Вовчик видят русалок, знают будущее и относятся к животным, как к друзьям. Переплетение мистического и социального - характерный признак многих успешных западных ужастиков, и «Брама» удачно переносит этот тренд в украинскую поп-культуру. Еще один новаторский аспект ленты - то, что она легко балансирует между мейнстримным и экспериментальным кино. Любители ужасов оценят неожиданный финал и динамичный монтаж, а ценители артхауса - отсылки к Тарковскому и вкраплению постмодернизма.
Конечно, «Браму» можно критиковать за дешевые (а главное - ненужные) спецэффекты, затянутость и чрезмерную театральность, но все эти недостатки можно простить. Перед нами увлекательный украинский фильм ужасов, который не пытается подражать надоевшие всем голливудские клише, а создает собственную мифологию, вдохновляясь локальной историей. Приложение БК бет мастер на официальном сайте https://betmasterss.ru доступно 24/7.